Йом a Зикарон - День Памяти

Размышления к Йом hа-Зикарон от рава Аhарона Леви

Что можно сказать родителям из "мишпахот шкулот", чтобы утешить их? Что нужно всем нам помнить нам в Йом а-Зикарон?

Размышления к Йом hа-Зикарон от рава Аhарона Леви
אא

"Шалом",

 

"Когда мой телефон позвонил, я был уже с чемоданом рядом с дверью, по дороге в аэропорт. На линии был кто-то незнакомый, и он сказал мой дочери, что звонит по очень важному делу. Я подошёл к телефону, и когда незнакомец начал говорить, я сразу понял, что мне придётся заехать ещё в одно место по дороге в аэропорт".

 

"Я "ах шакуль" (потерявший брата или сестру в войне или теракте)", так начал разговор мой собеседник. "Всего лишь две недели назад мы встали с шива (траур). Мой брат погиб в Газе, и мои родители совершенно разбиты, особенно отец. Я звоню, потому что мои родители смотрят твои лекции по интернету уже несколько лет, и когда я подумал, кто мог бы помочь им хоть в чём-нибудь, я подумал про тебя".

 

"Я знаю", сказал мне по телефону этот парень, "что в своих лекциях ты говоришь, что ты не умеешь утешать, но я думаю, что сам факт того, что ты приедешь к ним, уже положительно воздействует на них".

 

"И когда можно подъехать?", спросил я.

 

"Когда тебе угодно", сказал он. "В любом случае наша жизнь уже остановилась".

 

Через полчаса, друзья, я уже был у них. Когда мама рассказывала мне про Бенайю, папа сидел рядом с бабушкой и его глаза были красными. А я, я не знал, что делать. Что можно сказать родителям, потерявшим ребёнка?

 

Я попросил Г-спода Б-га, чтобы Он вложил в мои уста слова, которые если не помогут, то хотя бы ничего не испортили.

 

"Скажи", сказала мама Бенайи, "Что можно сказать в такой ситуации? Мы тебя много слушаем. Скажи нам что-нибудь".

 

"Мне нечего сказать", сказал я. "Иногда ни сказать ничего - это сказать многое".

 

"Но мы хотим", упорствовала она. "Мы хотим, чтобы ты сказал нам что-нибудь, и не важно что!".

 

Я сказал. "Как ты можешь себе представить", сказал я матери Бенайи, "У меня нет способа ослабить вашу огромную боль. Вы принесли для нас самую большую жертву, которую только можно себе представить". 

 

"Но я хочу рассказать вам историю. Несколько лет назад меня пригласили на необычную встречу. Мне позвонил друг, и сказал, что он проводит в Иерусалиме экскурсию для высокопоставленных офицеров морских сил Израиля. Мы показываем им несколько ешив, и в конце организовываем встречу, для того, чтобы поговорить с ними о вопросе призыва учащихся ешив. При встрече с ними, они рассказали, что экскурсия была замечательной, и что она оставила у них незабываемое впечатление".

 

"И вот, ко мне обратился начальник этих офицеров, и сказал, что он хочет услышать от меня про учащихся ешив. Я, вместо того, чтобы начать рассказывать им про учащихся в ешивах, задал им вопрос".

 

"Вы", сказал я. "Вы ежедневно подвергаете свои жизни опасности для нас, часто, никто из нас даже не знает об этом. В то время, когда мы находимся на работе, или садимся выпить чашку кофе, вы подвергаете свои жизни опасности. Мы даже не знаем, что нам следует всё время благодарить вас за это, а если и знаем, то не знаем кого конкретно. Я хотел бы спросить у вас, что помогает вам делать это? Что даёт вам силы? Что есть в этой стране, за что вы каждый день готовы подвергать себя опасности?".

 

"Университеты? Есть не хуже и за границей. Пейзажи, также, в других местах есть и покрасивей. Магазины, места отдыха? Тем более нет. Так скажите мне, что есть здесь, за что стоит подвергать себя опасности?".

 

"Я удивляюсь, слушая тебя", ответил командир. "Мы единственная еврейская страна, ты должен знать это лучше меня. Другие страны, которые ты упомянул, может быть красивы, но они не наши. Страна - это наш дом, а за свой дом ты борешься. Свою семью ты охраняешь".

 

Я продолжил задавать офицерам вопросы о том, что же делает именно эту страну принадлежащей нам?

 

Возвращаясь к родителям Бенайи. Я сказал им, что не так важно, что ответили мне эти офицеры, а важно то, что я хочу сказать им. 

 

"Вы", сказал я родителям, "Заплатили огромную цену. Когда я выйду от вас, я задам себе вопрос, достоин ли я, Аарон, вашего Бенайи. Я спрошу себя, что особенного есть во мне, и что особенного я сделал, чтобы быть достойным вашего сына? И когда я не найду ответа на свои вопросы, это заставит меня стремиться к тому, чтобы превращать нас общий дом, в такой, который будет достоин жертвы, которую принёс Бенайя. Это заставит меня совершать такие поступки, смотря на которые с небес, Бенайя скажет: Для такого народа мне стоило принести такую жертву".

Оцените эту статью

Средний рейтинг 5 (2 Голосовавших)
Наиболее читаемые статьи
Хидабрут Shops

המדריך המלא לחינוך ילדים - הרב זמיר כהן

48 ש"ח

покупка

Дополнительные товары

זוגיות עם רגש - הרב מיכאל לסרי

בוסר המלאכים - ארגז כלים להורי המתבגר - הרב דן טיומקין

מעבר לסגולה - הרב אליהו עמר

רזי התזונה - להתנקות, להבריא, לרזות בקלות

שבויות

תניא לאנשים כמוך וכמוני

Все товары