Магазин Хидабрут - мир иудаизма
Симхат Тора - Радость Симхат Торы в царской России
Кантонисты умели плясать как казаки. Они были сильными и высокими мужчинами и свитки Торы у них в руках казались маленькими как коробки спичек. Они часами танцевали без всяких усилий. Предлагаем вам короткий рассказ о праздновании праздника Симхат Тора во времена царской России.
Он стучал мне в деверь примерно раз в полгода, для того, чтобы попросить дать пожертвование на помощь маленькому поселению, одним из основателей которого он являлся: поселение которое было призвано помочь интеграции новых репатриантов (олим хадашим) из России. Его весёлые глаза и звучный голос, заслоняли собой морщины, которые избороздили его лицо. Морщины, которые оставили на нём десятилетия преследований в коммунистическом Советском Союзе, преследований за то, что он являлся религиозным евреем.
Это уже превратилось в традицию - каждый раз когда он приходил, я просил его зайти в дом и спрашивал, не голоден ли он. Он всегда отвечал мне на идише с русским акцентом, "Может быть только чай". Моя жена всегда подавала ему стакан чая и большой кусок пирога, домашнего приготовления.
В один из таких визитов он поднял на меня глаза и спросил: "Слышал ли ты хоть раз о синагоге кантонистов?"
Из рассказов слышанных в детстве я помнил про с одной стороны тёмный, а с другой, героический период в еврейской истории. Кантонисты были евреями жившими в период между 1825 и 1840 годами, которых насильно забирали в царскую армию в возрасте 10-ти лет, и которые должны были служить там 25 лет.
Около 40 тысяч еврейских детей были насильно забраны в армию царя Николая, и только немногие из них вернулись оттуда верующими евреями.
Грустнее всего было то, что тот мизерный процент солдат, которые сумели сохранить свою веру и вернулись к своим семьям через 25 лет - обнаружил, что их еврейское окружение видит в них отступников от веры. Ведь они не соблюдали всё это время большинство заповедей, да и выглядели совсем не как евреи.
У кантонистов была своя синагога, потому, что им небыло куда идти.
Мой гость продолжал свой рассказ: "Мой дедушка рассказывал мне, что однажды он пошёл в синагогу кантонистов на праздник Симхат Тора . Кантонисты умели плясать как казаки. Они были сильными и высокими мужчинами и свитки Торы у них в руках казались маленькими, как коробки спичек. Они часами танцевали без всяких усилий. Другие евреи, из тех которые не были призваны в армию, смотрели на них снисходительно, так как кантонисты не были такими учёными как они и не знали, как соблюдать заповеди со всей доскональностью. Несмотря на это, кантонисты радовались своему еврейству вместе со свитком Торы. Это и правда было впечатляюще".
Он остановился, для того, чтобы добавить ещё сахару в чай и продолжил:
"И вот на последней “акафе” (окружении) Симхат Торы, кантонисты, как будто по тайному знаку, сорвали вдруг свои рубашки - все вместе и одновременно. Они прижали свитки Торы к своим телам, которые были полны следов и шрамов от ударов и побоев, и начали танцевать с ещё большим воодушевлением. Их улыбки постепенно перешли в слёзы, и смотря на собравшихся посмотреть на них людей, они как бы говорили им: "Может быть вы и соблюдали все заповеди, но мы дали наши тела и жизнь для Неё. Тора наша не меньше чем Она ваша!