Магазин Хидабрут - мир иудаизма
Синат Хинам – Ненависть?
Широко известно мнение, что второй Храм разрушен из-за синат хинам – «беспричинной ненависти», и это причина 2000 лет изгнания, незаконченного до сих пор. Но правильно ли понимаем (и переводим) ключевое выражение мудрецов, отчего не в малой степени зависит, когда кончатся наши беды?
Исследуя употребление слова שנאה, сина в Торе, нетрудно заметить, что оно имеет разные значения и градации.
Вот несколько примеров. «И увидел Б-г, что Лея снуа, нелюбима, и открыл ее чрево» (Берешит, 29:31). Можно ли здесь перевести это слово как «ненавидеть»? Тем более, когда она говорит это сама: «И зачала опять, и родила сына, и сказала: ибо услышал АШем, что я снуа, нелюбима, Он дал мне и этого. И назвала его Шимон». Конечно, женщина может сказать «он меня ненавидит», но это обычно значит только «недостаточно любит». Как и было с Яковом: не мог же он ненавидеть жену, которая рождает ему второго сына – но… любил ее не так, как Рахель, о которой мечтал семь лет.
Вот другое значение слова: «И приснился Йосефу сон, и рассказал его братьям, и וַיּוֹסִפוּ עוֹד שְׂנֹא возненавидели его за это еще сильней» (Берешит, 37:5). Это уже настоящая ненависть – мало того, что они не могут видеть его, так еще и слышать. Собственно, они и не слышат его, ведь их отношение предвзято: для них, если это Йосеф – это уже неприятно, как свидетельствует глагол «йосифу». Если мать, называя Шимона при рождении, жаловалась на ненависть (нелюбовь) Якова из-за Рахели, то они, мстя ей за мать, возненавидели ее первенца Йосефа уже в полной мере, и она довела их до грани убийства и продажи брата в рабство.
Последний пример: "וַיִּשְׂנָאֶהָ אַמְנוֹן שִׂנְאָה גְּדוֹלָה מְאֹד כִּי גְדוֹלָה הַשִּׂנְאָה אֲשֶׁר שְׂנֵאָהּ מֵאַהֲבָה אֲשֶׁר אֲהֵבָהּ וַיֹּאמֶר לָהּ אַמְנוֹן קוּמִי לֵכִי. – И возненавидел ее Амнон очень сильно, ненавистью сильнее любви, которой любил ее прежде, и сказал ей: убирайся»! (2 Шмуэль 13:15) Здесь ненависть противопоставлена любви, как говорят: от ненависти до любви один шаг.
То и то – горячие чувства. Мудрецы в трактате Авот называют прежнее отношение Амнона к Тамар преходящей «любовью, зависящей от чего-то», я бы уточнил, что это не ахава, любовь, корень которой стремление давать, а страсть. И страсть, которая стремится брать, когда уже обладает вещью, сменяет сина – апатия или отвращение, как у Амнона.
Какое же из чувств имели в виду мудрецы?
Камца и Бар Камца
Для этого надо посмотреть на классический пример синат хинам, приведший к разрушению Храма, который они приводят – о Камце и бар Камце из трактата Гитин.
Что мудрецы так называют в этом рассказе? Поведение и чувство хозяина, который прогнал с пира незваного гостя Бар Камцу? Невмешательство раввинов, которые видели его позор? Или его клевету и донос на всех евреев, как злоумышленников против цезаря?
По мнению р. Гевхарда, важно, что ненависть хозяина была скрытой, а будь она открытой, трагедии могло не произойти. Но можно ли чувство хозяина трактовать как синат хинам – беспричинную ненависть? Может быть, у него были очень веские причины ненавидеть? И разве за ненависть одного был бы осужден на две тысячи лет весь народ?
Скорее, по-моему, надо обратить внимание на слова Бар Камцы к самому себе: «Там присутствовали раввины, и не выступили, не остановили его, значит, все согласны – так оговорю их перед властями». Но разве можно назвать их отношение к этому эпизоду «ненавистью»?
Вернее – это безразличие! У них не было никакой личной заинтересованности, никакой корысти в том, чтобы за него заступаться – выгнали и выгнали, хорошо сидим.
И мера за меру, он посылает в жертву от Рима быка, которому наносит ущерб, то ли на веках, то ли на губе, что для неевреев не считается ущербом, а для евреев делает жертву запрещенной. Что имеется в виду?
Мне кажется, мудрецы говорят, что Бар Камца этим ущербом показывал: никто не поднял век, не посмотрел на мое страдание и не раскрыл рта, чтобы за меня заступиться. Как в мидраше о причине страданий Иова – он не выступил на совете против утопления в Ниле еврейских младенцев.
У других народов такое безразличие ненаказуемо (жертва у них считается совершенной). Наказание можно понести лишь за действие. И у них нет предписывающих заповедей, неисполнение которых влечет наказание.
Не так у евреев. Об этом, вероятно, говорит и видение, хазон Ишаяу, которое читают в афтаре 9 Ава : «…и крови быков не желаю… учитесь творить добро…».
Евреям заповедано нести ответственность друг за друга, наставлять, упрекать и, прежде всего, «любить ближнего как себя».
Поэтому говорят мудрецы: «Третий Храм будет построен, когда евреи преисполнятся друг к другу бескорыстной любовью».
Автор комментария - рав Гедалия Спинадель - spinadel.com